Причины болей зуба под коронкой

Чтобы точнее объяснить причины зубной боли под коронкой, сначала разберемся, кому и зачем их устанавливают.

parodont-inflammation-the-periodontal-seocka.jpg

Причины установки коронки

Коронка — это своеобразный колпачок, который надевается на зуб, покрывает и защищает его ткани. Устанавливается в трёх случаях:

• Если естественная коронка зуба разрушена более чем на половину и восстановит её пломбировочным материалом или другими методами реставрации невозможно;
  • Чтобы улучшить эстетику зубного ряда — исправить форму зуба, скрыть визуальные изъяны;
  • При протезировании с помощью мостовидного протеза. В этом случае коронки ставятся на опорные зубы.

Установить коронку можно только на зуб с неповрежденным корнем. Если верхняя часть значительно разрушена и кариозный процесс достиг пульпы, перед установкой коронки зуб депульпируют и пломбируют корневые каналы.

При установке мостовидного протеза опорные зубы покрываются стоматологическими коронками, даже если они не разрушены. Если при этом зуб относительно здоров, дентин и пульпа не поражены, коронки могут устанавливаться без депульпации.

Специалисты нашей клиники не рекомендуют пациентам устанавливать мостовидные протезы, а предлагают альтернативные виды протезирования, если опорные зубы здоровы. Чтобы поставить коронку, врач должен препарировать (обточить) зуб, то есть, полностью снять эмаль. Без естественного защитного слоя, даже покрытый коронкой, зуб становится уязвим и постепенно разрушается. Ставить мостовидный протез стоит только на зубы, которым уже «нечего терять».

Материалы для изготовления коронок

Современные зубные коронки изготавливают из:

1. Металла. Металлические протезы считаются устаревшими из-за неэстетичности, но всё ещё используются, поскольку это самый дешевый вариант;
  2. Металлокерамики. Относительно бюджетный и прочный вариант, но из-за металлической основы сложно добиться «здоровой» белизны искусственного зуба;
  3. Керамики. Керамические коронки более эстетичны, чем металлокерамика, но уступают ей в прочности, поэтому обычно устанавливаются только на фронтальные зубы;
  4. Фарфора. Разновидность керамических коронок. Фарфоровые протезы неотличимы от живых зубов, поскольку по оптическим свойствам материал практически идентичен зубной эмали. Их также устанавливают на передние зубы;

5. Циркония. Изготавливаются на основе диоксида циркония, сверху покрываются керамикой. Прочные, эстетичные, но достаточно дорогие коронки.

Циркониевые протезы можно устанавливать на любой зуб.

Материал, вопреки распространенному мнению, не вызывает зубную боль, но может быть ответом на вопрос — почему болит десна после установки коронки. Воспаление слизистой оболочки и десны может вызвать аллергическая реакция на металл в металлосодержащей коронке. Пациенты с протезами из керамики и циркония с такими проблемами не сталкиваются.

Почему может болеть зуб под коронкой

Зубная боль может появиться по нескольким причинам, большинство из них связано с некачественной подготовкой зуба к установке коронки. В первую очередь, это ошибки при пломбировании корневых каналов после депульпации.

Причины воспаления

Воспаление под коронкой может спровоцировать:

• Недопломбировка каналов. Если канал заполнен пломбировочным материалом не до верхушки, пустое пространство быстро заселяет патогенная микрофлора. Продукты её жизнедеятельности вызывают воспаление.
  • Некачественная обтурация (заполнение каналов). Если врач поспешил или по неопытности не плотно заполнил каналы пломбировочным материалом, в образовавшихся порах поселятся бактерии, которые в итоге вызовут воспаление. Боль в коронке может возникнуть спустя несколько месяцев или лет.
  • Перфорация стенки канала. Чаще всего это происходит, когда врач рашпилем механически расширяет канал с неровной осью. Например, в искривленном или загнутом корне. Чтобы качественно запломбировать каналы в таких корнях, при этом не пробить стенку, специалисту нужен большой практический опыт. Врач также может повредить стенку при установке штифта. Если отверстие сразу закрыть специальным материалом, то осложнений не будет. Но если врач просто запломбирует канал, не закрыв «брешь», могут возникнуть проблемы. Пломбировочный материал не полностью биосовместим с периодонтом — соединительной тканью, окружающей корень. Если через образовавшееся отверстие он выходит за пределы канала, периодонт воспаляется. Осложнением воспалительного процесса может стать киста или гранулема.
  • Обломок инструмента в полости канала. К сожалению, это нередкое явление. Обломаться инструмент может из-за неправильной техники использования, и это будет вина врача. Или по причине физиологической особенности корня. Например, если он сильно искривлен и труднопроходимый. В этом случае специалист не виноват. Основная проблема таких ситуаций в том, что извлечь обломок инструмента из канала зачастую невозможно. Но независимо от того, почему инородное тело оказалось в канале, оно может вызвать воспаление, даже если канал запломбирован.
  • Ожог пульпы. Такое происходит, когда коронка устанавливается на живой (не депульпированный) зуб. Во время обточки специалист должен строго придерживаться протокола. В частности, использовать водное охлаждение и не допускать перегрева тканей. Если врач не придерживается протокола, спешит, дентин от трения бора перегревается и «обжигает» скрытый под ним сосудисто-нервный пучок. В результате пульпа воспаляется, зуб реагирует на холодное и горячее, периодически может возникать острая боль, переходящая в ноющую.
  • Некачественная установка коронки. Например, протез плохо прилегает, между коронкой и зубом есть зазор. Еще одна возможная ошибка — уступ для посадки протеза сделан слишком низко, коронка давит на десну и вызывает её воспаление. При этом пациенту может казаться, что при надавливании зуб болит под коронкой.

Воспаление зуба под коронкой: симптомы

Воспалительный процесс в области корня может долго протекать без выраженных симптомов. Но в какой-то момент пациенту становится больно нажимать на зуб, жевать им. Со временем могут появиться другие признаки воспаления:

• Отёк десны;
  • Флюс;
  • Свищ.

Болит зуб под коронкой: что делать

При появлении зубной боли нужно обратиться к врачу, желательно к опытному, с хорошими отзывами. Откладывать визит с расчетом на «само пройдёт» не стоит — не пройдёт. Воспаление будет только усугубляться. Если не знаете, куда обратиться с болью в Москве, приходите в нашу клинику, телефон для записи указан вверху этой страницы.

Как снять боль, если начал болеть зуб под коронкой

Острая боль возникает, когда воспалительный процесс уже сильно запущен и в области корня скопилось много гноя. Временно снять боль можно анальгетиками или нестероидными обезболивающими средствами. Они продаются в аптеках без рецептов. Но нужно помнить, что такие препараты не лечат, не устраняют воспаление, поэтому к врачу нужно обратиться как можно скорее.

Как лечить зуб под коронкой

Лечить протезированные зубы сложно и дорого. Снять воспаление можно только устранив его причину. Для этого нужно распломбировать каналы, провести противовоспалительную терапию, которая может длиться 2-3 месяца, затем снова запломбировать каналы.

Пациенту придется не только выдержать несколько неприятных процедур, но и заплатить за новый протез, поскольку в большинстве случаев коронку приходится снимать. Иногда врачу удается перепломбировать каналы не снимая протез. В коронке просверливается отверстие, которое после лечение закрывается пломбой. Но это возможно не всегда.

Далеко не все специалисты соглашаются перелечивать зуб под коронкой. Это очень трудоемкая работа и нет 100% гарантии, что перепломбировка позволит сохранить зуб. Многие врачи в таких ситуациях сразу направляют пациента на удаление. Специалисты нашей клиники берутся даже за самые сложные случаи и используют все возможности спасти зубы пациентов.

Если воспаление возникло из-за недопломбировки канала, но провести лечение консервативным методов невозможно, врач может предложить пациенту решить проблему хирургическим способом — выполнить резекцию (отсечение) верхушки корня. В этом случае незапломбированный участок вместе с образовавшейся на нём гранулемой или кистой удаляется через разрез в зоне десны. Операция проводится под местной анестезией и длится от 30 до 60 минут.

Метод лечения в каждой ситуации врач определяет индивидуально, исходя из причины и стадии воспалительного процесса. К сожалению, есть ситуации, когда спасти зуб действительно невозможно и единственный вариант — удаление и последующее протезирование.

Народные средства лечения зубной боли под коронкой

Чтобы не говорили «эксперты» из интернета, не существует эффективных народных средств для лечения зубной боли. Тем более, если её причина — воспаление верхушки корня. Если болит зуб, не занимайтесь самолечение, не усугубляйте состояние — обращайтесь к стоматологу.

Стоматолог-ортодонт Гелло Ирина Андреевна

Стоматолог-ортодонт Гелло Ирина Андреевна