Почему опухает десна или щека после удаления зуба

Онемение и отек – типичная для организма реакция на проведение операционного вмешательства. Чтобы удалить зуб, хирург-стоматолог должен травмировать ткани. Чаще всего из-за отечности десны или щеки не нужно беспокоиться, но возможны и ситуации, когда следует проконтролировать состояние пациента и лучше записаться на прием к стоматологу. Ниже врачи клиники доктора Федорова дают ответы на распространенные вопросы, связанные с проблемой.

Через сколько проходит флюс после удаления зуба

Отек десны после удаления зуба продолжается в течение разного времени. Продолжительность зависит от выбранного способа операции, состояния полости рта и иммунных способностей организма пациента. В среднем отек спадает за 3-4 дня, иногда держится до 7 дней. На осложнения указывает сохранение флюса дольше недели. Отечность появляется через 2-3 часа после проведения операции, вместе с ним прекращается действие анестезии и может возникать боль. Иногда отход анестезии сопровождается незначительным повышением температуры. Поэтому стоматологи клиники доктора Федорова предписывают обезболивающие препараты.

Максимальная отечность наблюдается на третий-четвертый день. К седьмому дню она должна полностью пройти. Опухать может не только десна. Если у вас воспалилась щека после удаления зуба, скорее всего процесс начал развиваться до операции.

Что делать, если опухла десна после удаления зуба

На протяжении недели отслеживайте состояние организма. Записаться на прием к врачу рекомендуется, если:

• На четвертый день после хирургического вмешательства отек не стал уменьшаться, а наоборот увеличился.
  • В области челюсти, десны или щеки возникает острая пульсирующая боль – не путайте с ноющей болью, которая проявляется после прекращения действия анестезии.
  • Температура повысилась до 38℃ и не спадает на протяжении суток.
  • Ощущается непроходящая слабость и общее недомогание организма.
  • В горле во время глотания чувствуется боль.

Если у вас просто распухла десна после удаления зуба и нет перечисленных осложнений, придерживайтесь полученных у стоматолога рекомендаций. Отек полностью пройдет в течение недели.

На второй день после удаления зуба опухла щека

Не всегда сразу после того, как пациенту резали десну, опухает щека. Отечность может возникать на следующий день – это тоже естественно. Отечности щеки может не быть в принципе, часто страдает только десна. При этом все в норме, если послеоперационное восстановление протекает с такими вводными:

• температура тела на второй день нормальная – не повышенная;
  • нет острой, пульсирующей боли в десне;
  • через день после возникновения отек стал постепенно уменьшаться.

Причины, по которым опухает щека после удаления зуба

Припухлости появляются из-за воспалительного процесса, протекающего в слизистой и пульпе после хирургического вмешательства. Это неинфекционное воспаление. При корректном проведении операций и выполнении назначений хирурга отечность проходит безболезненно и без необходимости приема антибиотиков. Целостность слизистой оболочки ротовой полости нарушается во время вмешательства врача. Чем больше опухла десна после удаления зуба, тем сильнее нарушена целостность слизистой.

Сильная отечность чаще всего появляется у пациентов, которым экстрагировали зубы мудрости – в основном у них крупные, переплетенные корни, осложняющие процесс. То же самое касается ситуаций, когда воспаление началось до оперативного вмешательства.

Опухоль щеки при удалении зуба мудрости

Работа с крайними зубами относится к сложным операциям. Поэтому отек после удаления зубов мудрости возникает всегда. Часто врачи прибегают к разрезанию десны, после чего накладывают швы.

Два-три дня после операции может держаться температура выше 37℃, а открывание рта, разговоры и глотание сопровождаться болью. Риск инфекционного поражения и серьезных воспалений более высокий, чем при проведении экстракции других зубов. Хирург обязательно назначает ванночки с раствором антисептического действия, прием антибиотиков. Дополнительно рекомендуется употреблять мягкую, пюрированную пищу комнатной температуры, воздержаться от сладкого, алкоголя и курения.

Другие причины опухания щеки

Если вам удалили зуб и опухла десна, причина не обязательно кроется в поражении мягких тканей. Отечность возможна из-за таких моментов:

• проведение операции при условии флюса у пациента;
  • сложное течение операции – из-за роста зуба в неправильном направлении, сильного наклона, удаления крупных зубов с большими, переплетающимися корнями;
  • воспаление и инфицирование мягких тканей или зубного корня до операционного вмешательства;
  • аллергия или другие формы индивидуальной непереносимости анестезии и используемых медикаментов в ходе удаления – поэтому важно точно знать, на какие компоненты у вас есть аллергия перед удалением;
  • плохая антисептическая обработка ротовой полости и ошибки, допущенные врачом во время экстракции зуба;
  • хронические заболевания, ведущие к осложненному восстановлению – невралгические, гипертонические болезни, а также общий упадок иммунных функций организма;
  • игнорирование назначений, полученных от стоматолога – например, самостоятельная корректировка дозировки или решение не принимать антибиотики.

Чаще всего у пациентов не спадает опухоль после удаления зуба из-за отсутствия нормального ухода – пропуск приема лекарств, полное отсутствие или недостаточно частая дезинфицирующая обработка.

Возможные осложнения

Пациенты сталкиваются с осложнениями на фоне некорректного ухода, сложного или неправильного удаления. Стоматологии выделяют 5 типов осложнений:

1. Альвеолит – если говорить понятно, это сухость лунки. В последней всегда формируется кровяной сгусток. Его не нужно убирать, так как сгусток защищает мягкие ткани от проникновения бактерий и инфицирования. При его случайном удалении слизистая становится подверженной болезнетворному влиянию бактерий, может развиться нагноение. Иногда воспаление смещается и распространяется – воспаляется большой участок челюсти, область скул и глаз.
  2. Остеомиелит – костное воспаление. При остеомиелите острая боль ощущается в верхней и нижней челюсти, а отечность только увеличивается.
  3. Абсцесс зуба – нагноение внутри десны. Может перемещаться, ведет к расшатыванию зубного корня.
  4. Флюс – сильное челюстное воспаление, при котором повышается температура, а в зоне челюсти и висков появляется острая боль.
  5. Неврит – воспаление, при котором нарушается двигательная активность лицевого нерва. На неврит указывает отечность щеки, неба, языка и гортани.

Как устранить припухлость щеки

На 100% избавиться от отека до прекращения воспалительного процесса невозможно. Для уменьшения дискомфортных ощущений и боли можно накладывать охлаждающие компрессы на 7-10 минут с перерывом в 30-40 минут. Помогает прием болеутоляющих, ванночки и полоскания с успокаивающими растворами комнатной температуры.

Как снять опухоль щеки после удаления зуба в домашних условиях

• Избегайте контакта с лункой. Ее нельзя трогать языком, вычищать щеткой или допускать попадание пищи.
  • Придерживайтесь пищевых ограничений. В течение 4 часов после удаления нельзя есть и пить. В ближайшую неделю пища должна быть мягкой, комнатной температуры, не острой и не пряной. Есть сладкое нежелательно.
  • В первые 3-4 часа после удаления накладывайте на щеку охлаждающие компрессы. Оптимально держать компресс 3-5 минут, максимум – 10-15. Компресс можно делать только в первые сутки.
  • Полоскайте ротовую полость антисептическим раствором. Главное – выполняйте все предписания стоматолога.
Стоматолог хирург-имплантолог Тарасов Роман Владимирович

Стоматолог хирург-имплантолог Тарасов Роман Владимирович