Чёрные зубы: почему они темнеют и как с этим бороться?

Изменить цвет зубов могут внешние и внутренние факторы.

Внешние причины

Некачественная гигиена ротовой полости

Если человек неправильно или недостаточно хорошо чистит зубы, на них остаётся налёт, который со временем накапливается и превращается в своеобразную оболочку зубов. В зубном налёте активно размножаются бактерии, а продукты их жизнедеятельности утолщают этот слой, делают более стойким. Зубная эмаль достаточно устойчива к цветными пигментами, которые содержатся в еде и напитках. Такие вещества не могут проникнуть глубоко, поэтому быстро удаляются жидкостью, слюной и зубной пастой. А вот зубной налёт к таким красителям весьма восприимчив. Особенно к пигментам, содержащимся в:

• Крепком кофе и чае;
  • Ягодах, фруктах и овощах с кожурой или мякотью тёмного цвета — чернике, ежевике, шелковице, столовой свёкле и т.д.;
  • Красном вине;
  • Куркуме;
  • Напитках с синтетическими красителями.

В отличие от зубной эмали налёт имеет пористую структуру, в которой оседают частицы пигмента и окрашивают её. Полностью удалить частички красителя из пор обычной чисткой зубов невозможно, а со временем они закупориваются новым слоем налета. Чем больше эмаль покрывается налётом, тем темнее становятся зубы.

Курение

Есть даже такое выражение — «зубы курильщика». Людей, которые курят много и часто, легко узнать по желтым или даже тёмно-коричневым зубам. Такой цвет дают смолы, которые содержатся в сигаретном дыме.

Эти твердые и липкие вещества оседают на поверхности зубов, буквально приклеиваются к ней. Вот от чего появляется темный налет на зубах курильщиков. Удалить такое потемнение эмали с помощью обычной зубной пасты и щетки сложно. Особенно на боковых поверхностях зубов. Со временем слой смолистого налёта становится всё толще и зубы чернеют всё больше.

Внутренние причины

Начнём с того, что цвет зубов зависит не от зубной эмали, она прозрачная, а от цвета дентина. Соответственно, изменение оттенка — следствие каких-то процессов в этой ткани.

Кариес

Чаще всего причиной черноты в зубах становится кариозный процесс. Он может проявляться в виде пятен коричневого или серого цвета. Так окрашивается разрушенный бактериями дентин. Чем большее количество ткани разрушено, тем темнее и обширнее потемнение. Если зуб потемнел, но не болит, это может означать, что кариес еще не достиг пульпы.

Вторичный кариес проявляется в виде темных полос. Они образуются между пломбой и дентином, если при пломбировке врач не полностью удалили поврежденную ткань, «не дочистил» полость, или если пломба прилегла к ткани зуба недостаточно плотно.

Пломбировочный материал

Некоторые материалы для пломбирования зубных каналов содержат вещества, способные окрашивать дентин. Сейчас они используются редко и только специалистами «старой школы», но 10-15 лет назад они были весьма распространены. Вещества постепенно окрашивают твердую ткань зуба. Соответственно, человек, которому 10 лет назад запломбировали каналы таким материалом, сейчас наблюдает у себя потемневший зуб.

«Металлические» пломбы

Это также пломбировочный материал, который имеет свойство со временем менять цвет зуба. Чтобы повысить прочность пломбы, в его состав добавляют серебряную амальгаму. Сейчас этот материал считается устаревшим и практически не используется в современной стоматологии. Но людей, которым установили такие пломбы, достаточно много, и большинство из них недовольны цветом вылеченных таким способом зубов.

Травмы

Зуб — живой орган, который получает питание и кислород через кровеносные сосуды. Если по какой-то причине сосуды повреждаются, например, из-за удара, и кровь попадает в дентин, зуб сначала становится, красным, затем багрово-коричневым, а со временем темнеет еще сильнее. Если зуб стал коричневым, причина обычно именно в травме.

Удаление зубного нерва

После депульпации, удаления сосудисто-нервного пучка, зуб становится мертвым. Он уже не получает питание и минеральные вещества, которые необходимы для поддержания естественного цвета дентина. Поэтому депульпированные зубы со временем темнеют. Плюс в них часто развивается вторичный кариес.

Черные зубы у детей

Состояние «молочных» зубов у детей напрямую зависит от общего состояния организма. Изменение цвета могут вызывать:

• Нарушения работы органов ЖКТ;
  • Дисбактериоз;
  • Приём некоторых антибиотиков;
  • Снижение иммунитета;
  • Грибок;
  • Дефицит кальция;
  • Избыток фтора и еще ряд факторов.

Как и в постоянных, в «молочных» зубах может развиваться кариес. Если у ребенка зуб черный и болит, значит процесс разрушения достиг внутренних тканей — пульпы.

Налёт Пристли

Родители часто обращаются к детскому стоматологу с жалобами на черный налёта на зубах, который образуется в области дёсен. При довольно-таки пугающем внешнем виде это состояние обычно не является опасным. Такие отложения называют налётом Пристли. Причина черного налета на зубах — развитие пищеварительной системы ребенка, её адаптации к «взрослой» еде. Когда процесс завершается, налёт исчезает. Но, обнаружив на зубах ребенка черные отложения, всё равно нужно обратиться к стоматологу. Нередко под таким налетом развивается кариес. Остановить этот процесс на начальной стадии можно простыми и безболезненными методами.

Что можно сделать с черными зубами в домашних условиях?

В домашних условиях бороться с потемнением зубов можно только в случаях, если причина внешняя — зубной налет или отложения табачных смол. Можно попытаться устранить их с помощью зубной пасты с повышенной абразивностью. Но такое средство:

1. Неэффективно, если налет плотный и твердый;
  2. Нельзя использовать постоянно, поскольку абразивные частицы повреждают зубную эмаль.

Не рекомендуем использовать комплексы для домашнего отбеливания зубов, которые предлагают продавцы в Интернете. Обычно в их состав входят агрессивные компоненты, которые вместе с налётом разрушают зубную эмаль.

otbelivanie-potemnevshih-zubov.jpg

Черные зубы: что делать

Лучший способ решить проблему черных зубов — обратиться к врачу. Стоматолог определит причину изменения цвета и скажет, каким способом её можно устранить. Если зубы потемнели из-за скопления и окрашивания налёта, вернуть им прежний цвет поможет профессиональная гигиена. Например, бесконтактная чистка методом Air-flow. Если помимо налета на зубах образовался зубной камень, эту процедуру можно объединить с ультразвуковой чисткой.

Чтобы устранить черноту, появившуюся из-за бактериального поражения дентина, нужно вылечить кариозный зуб. Это касается и вторичного кариеса. Есть методы осветления зубов, изменивших цвет из-за компонентов пломбировочных материалов. Они эффективны, если зуб потемнел не более чем на 1-2 тона. Если восстановить естественный цвет зуба невозможно, стоматолог предложит покрыть его коронкой или установить винир.

Специалисты нашей клиники вернут белизну вашим зубам, по какой бы причине они не потемнели. Чтобы проконсультироваться с врачом, запишитесь на бесплатный первичный прием через форму на сайте или по телефону.

Стоматолог-ортодонт Гелло Ирина Андреевна

Стоматолог-ортодонт Гелло Ирина Андреевна