Молочница во рту

Кандидоз (в народе «молочница») полости рта возникает как у взрослых, так и у детей (в т.ч. новорожденных). Заболевание приносит массу неприятностей. А отсутствие лечения приведет к опасным осложнениям. Рассказываем о причинах орального кандидоза, а также о лечении и профилактике.

Молочница во рту – что это, как выглядит?

Кандидоз (молочница) полости рта – микотическая (грибковая) инфекция, возникающая на фоне патологического размножения грибов вида Candida. Поражает слизистую языка, щек, нёба, миндалин. Вызывает гиперемию с образованием мягких / плотных бляшек белесоватого налета на языке.

Белый налет на языке при молочнице

У многих молочница ассоциируется исключительно с женщинами. Но она бывает и у мужчин. Особенно, если речь о оральном кандидозе.

Симптомы: как понять, что у вас оральный кандидоз?

К симптомам кандидозного стоматита относят:

• сухость во рту;
  • ощущение жжения;
  • болезненность во время приема пищи;
  • красные пятна на слизистой;
  • белый «творожистый» налет на языке;
  • воспаление уголков рта;
  • появление красной каймы губ.

Мнение врача:

Нужно ли идти к врачу или можно вылечить дома?

Да. Нужно подтвердить диагноз. Исключить лейкоплакию, красный плоский лишай или аллергический стоматит.

Затем определить причину появления молочницы, с учетом которой будет подготовлена тактика лечения.

Вы можете записаться на прием к стоматологу или терапевту. Если кандидозный стоматит у ребенка, нужно проконсультироваться с педиатром.

Возможно потребуется консультация с эндокринологом (при подозрении на развитие орального кандидоза на фоне эндокринных расстройств) или аллерголога (для исключения аллергии на зубной протез).

Вылечить кандидозный стоматит в домашних условиях не получится. Самолечение опасно развитием серьезных осложнений.

Стоматолого-имплантолог Федоров Роман Николаевич

Колгушкина Татьяна Васильевна

Врач-стоматолог, терапевт

Клинический опыт – более 24 лет

Как проходит диагностика?

Цель диагностики – подтвердить наличие грибов, а также узнать их чувствительность к основным противогрибковым препаратам.

Обязательно проводится цитологическое исследование налета – утром на голодный желудок берется соскоб с языка или другого участка слизистой (перед ним нельзя чистить зубы). Желательно за несколько дней до этого сократить употребление простых углеводов (ниже рассказываем, в каких продуктах их много).

Виновник молочницы во рту – грибы Candida

Дополнительно может потребоваться сдача анализа крови для определения уровня глюкозы в крови.

Факт

Нередко молочница во рту – первый сигнал бессимптомно протекающего сахарного диабета. Биохимический анализ крови выявит отклонение от нормы уровня гликированного гемоглобина.

Виды кандидоза полости рта

Острый псевдомембранозный

Не имеет выраженной симптоматики (жжения, сухости во рту) за исключением легкого дискомфорта от белой пленки на языке или на других участках слизистой. При легкой форме бляшки соскабливаются без особых усилий, при тяжелой – практически нельзя соскрести.

Острый атрофический

Развивается после длительного отсутствия лечения острой псевдомембранозной молочницы. Появляется выраженная гиперемия (повышенное кровенаполнение). Наблюдается шелушение языка. После слущивания эпителия на языке появляются ярко-розовые пятна с белым ободком. Нитевидные сосочки языка атрофируются. Пациент ощущает жжение и сильную боль. Также посторонний вкус: металлический, горький, др.

Хронический гиперпластический

Появляются бело-серые бляшки, а также папулы (узелки) с выраженным ободком гиперемии. Они не соскабливаются. Кроме сильной сухости в ротовой полости, пациента беспокоит повышенная болезненность слизистой языка, а также щек.

Хронический атрофический

Появляется на фоне регулярного, длительного травмирования участков слизистой во время ношения съемного зубного протеза.

Обратите внимание

Так как разные формы молочницы протекают поначалу бессимптомно, и пациент испытывает только дискомфорт от ощущения жжения языка, ее можно спутать с глоссодинией или глоссопирозом (синдромом пылающего рта). Без цитологического исследования состава налета не получится поставить точный диагноз.

Причины оральной молочницы

Антибиотики

Прием антибиотиков широкого спектра действия приводит к дисбалансу микрофлоры полости рта. Среди прочих антибиотики уничтожают микроорганизмы, сдерживающие рост грибов рода Кандида. Результат – грибок Candida начинает беспрепятственно размножаться.

Главный виновник орального кандидоза – грибы рода Candida. Но у них есть несколько подвидов. Чаще причиной кандидозного стоматита являются подвиды albicans, glabrata, krusei, tropicalis.

Кортикостероиды

У пациентов, принимающих глюкокортикостероидные ингаляции, на слизистой ротовой полости (чаще всего на нёбе – оно непосредственно контактирует со стероидом) развивается оральный кандидоз.

Врачи рекомендуют после каждой ингаляции прополоскать рот теплой водой. Это уменьшит риск появления кандидоза.

Рацион

Молочница во рту часто встречается у тех, кто регулярно употребляет в больших количествах продукты с высоким содержанием простых углеводов. Причина в том, что моно- и дисахариды (фруктоза, сахароза, галактоза, лактоза, мальтоза) провоцируют рост грибов рода Кандида.

Быстрые углеводы в большом количестве содержатся в сахаре, мучных и кондитерских изделиях, газированных напитках.

Оральные контрацептивы

На фоне их систематического приема в крови и слюне накапливается гликоген – «лакомство» для дрожжеподобных грибов Candida. Повышается риск развития кандидозного стоматита.

Даже прием КОК (комбинированных оральных контрацептивов) с низким содержанием гормонов может способствовать появлению кандидоза во рту.

Ксеростомия

Уменьшение количества вырабатываемой слюны снижает резистентность слизистой полости рта, создает благоприятные условия для обильного размножения грибов Кандида.

При длительном ежедневном использовании ополаскивателя, в составе которого содержится спирт, растет риск орального кандидоза на фоне пересушивания полости рта.

С чем связан кандидоз полости рта у новорожденных?

Еще внутри утробы матери плод может инфицироваться кандидой, находящейся в околоплодной жидкости, плаценте или оболочках пуповины. Такое случается редко, но бывает при длительном приеме мамой внутриматочных контрацептивов.

Чаще Candida передается младенцу через родовые пути, если у мамы вагинальный кандидоз.

Молочница во рту у грудничка

У грудничков молочница в ротовой полости может возникнуть, когда во время кормления грудью ребенок инфицируется грибами рода Candida, локализованными в сосках.

Важно!

Молочницу нужно лечить одновременно у мамы и у грудничка, иначе инфекция будет продолжаться передаваться по кругу.

Чем лечить оральную молочницу?

Сначала обязательно проводится микробиологическое исследование материала из ротовой полости для определения объема грибов рода Candida, а также выяснения их чувствительности к противогрибковым препаратам. После подтверждения диагноза «кандидозный стоматит» назначается курс фармакологического лечения.

При легкой форме

Проводится курс антибиотикотерапии. Назначаются таблетки «Нистатин» или «Амфотерицин В» (раствор для приготовления суспензий). При нечувствительности пациента к этим препаратам рекомендуется применять «Дифлюкан».

Дополнительно могут быть назначены полоскания Хлоргексидином 0,2% или аппликации гелем с миконазолом.

Факт

Все препараты для лечения орального кандидоза назначаются врачом и выдаются строго по рецепту. Не занимайтесь самолечением!

При тяжелой форме

Назначается курс приема препарата «Флуконазол». Предварительно рекомендуется пройти комплексную чистку зубов – удалить бактериальный налет, а также над- и поддесневые отложения. Также важно вылечить пораженные кариесом зубы.

Пациентам с нечувствительностью к флуконазолу назначается «Итраконазол», «Позаконазол» или «Изавуконазол». Дозировку определяет лечащий врач.

Обратите внимание

В качестве поддерживающей терапии во время лечения кандидозного стоматита рекомендуется чистить зубы пастой, в составе которой есть лактоферрин, лизоцим, оксидаза глюкозы. Она способствует повышению местного иммунитета ротовой полости.

Диета – что нельзя есть при молочнице во рту?

При оральном кандидозе нужно исключить до минимума сахар, мед, кондитерские изделия, а также фрукты, ягоды, виноград. Общее правило – употреблять как можно меньше продуктов с высоким содержанием простых углеводов. Нужно исключить до минимума сахар, мед, кондитерские изделия, а также фрукты, ягоды, виноград. Так Candida будет «голодать», повышается эффект от терапии.

Чего боится грибок Кандида? Какие продукты помогают от кандидоза?

• натуральный кисломолочный йогурт (лучше домашнего приготовления);
  • квашеная капуста;
  • семена льна;
  • чеснок;
  • острые приправы (паприка, розмарин, имбирь);
  • оливковое / льняное масло.

Какими осложнениями опасен кандидозный стоматит?

При отсутствии лечения (многие начинают самолечение дома и не обращаются к врачу) инфекция продолжает размножаться. Растет риск развития:

• Эзофагита (воспаление слизистой пищевода). Среди последствий – язва, разрыв пищеводной трубки, стеноза пищевода (уменьшение размера просвета).
  • Воспаления трахеи. Возникает острая боль в области трахеи и грудной клетки. Появляется одышка. Выходят гнойники.
  • Кандидоза ЖКТ. Начинается дисбактериоз в тяжелой форме. Образуется сквозное отверстие в стенке желудка, возникает перитонит или внутреннее кровотечение.
  • Рака в полости рта. Возникает на фоне развития гиперпластического кандидоза.
  • Сепсиса. Инфекция может попасть в кровоток и вызвать смертельно опасную интоксикацию.

Профилактика кандидозного стоматита

В целях эффективной профилактики рецидивов кандидозного стоматита необходимо поддерживать хорошую работу иммунной системы. Тогда вероятность появления молочницы в ротовой полости практически равна нулю, даже при наличии грибов Candida.

Рекомендуется ограничить потребление простых углеводов. Не пользоваться оральными ополаскивателями на спирту. Полоскать рот после каждого использования кортикостероидного ингалятора.

Важно следить за здоровьем желудочно-кишечного тракта – первичного «жилища» грибок Кандида.

Что необходимо знать пациенту

Вопросы-ответы

Можно ли полоскать рот содой при оральном кандидозе?

Полоскания содой никак не помогают в борьбе с грибами Кандида, а только ухудшают ситуацию. Гидрокарбонат натрия пересушивает слизистую, что создает благоприятные условия для размножения патогенных микроорганизмов. Дети, при полоскании содой, могут немного проглатывать раствор, что приведет к снижению кислотности желудка.

Можно ли полностью избавиться от кандидоза?

Важно понимать, что грибы рода Candida – условно-патогенные микроорганизмы, являющиеся частью естественной микрофлоры. Они есть у всех, но проявляют патогенный эффект только при наличии предраспологающего фактора.

При хорошей работе иммунной системы риск заболеть оральной молочницей практически равен нулю. Поэтому кандидозный стоматит – признак иммунодефицита. Регулярные рецидивы – серьезный повод пройти обследование. Склонность к рецидивам говорит о возможных нарушениях в работе эндокринной системы, заболеваниях ЖКТ, онкологии.

Врач-стоматолог Колгушкина Татьяна Васильевна

Врач-стоматолог Колгушкина Татьяна Васильевна